ПРОГРАММЫ
RU
ПОДПИСКА
БЛОГ
О ШКОЛЕ
Приемы композиции
Продолжая разговор о композиции, также следует обратить внимание на классификацию некоторых ее приемов и эмоциональную составляющую. Для начала необходимо познакомиться с основополагающими приемами композиции, которые вы можете наблюдать абсолютно везде - от классического искусства и архитектуры, до модных роликов и айдентики. Грубо говоря, эти приемы - аксиомы, применимы для любой графической информации. В хорошей композиции, даже если это не видно с первого взгляда всегда, есть взаимосвязь предметов и форм. В самой импульсивной композиции, порой, если вглядеться можно увидеть общепризнанные законы построения и организации, будь то какая-либо модульная сетка, в т.ч. и золотое сечение. Другое дело, что художники-дизайнеры не всегда задумываются о сложном построении своих композиций, делают все «по наитию», и что характерно, получают результат. В этом есть доля истины - после изучения теоретической базы, вы также станете присматриваться к окружающему миру, выявлять законы построения и организации формы, строить свои композиции по законам, а после, накопив критическую массу, наступит момент, когда вы сможете ее «чувствовать».
Динамика - это композиционный прием, создающий впечатление движения и внутренней динамики. С помощью этого приема передаются стихийные, напряженные и эмоциональные композиции; вспомним всем известную композицию Эля Лисицкого «Клином красным белых бей». Динамика в композиции создается зачастую с помощью односторонней направленности формы (когда все предметы направлены по одной оси), разницей величин предметов и пропорций - композиция, в которой разница в величинах предметов наиболее выражена, всегда будет динамичнее, чем та, в которой предметы одинаковы. Также и с пропорциями: острые, тонкие, обтекаемые, направленные формы - яркий пример динамики. Также, маленькая хитрость - диагональ из правого верхнего угла в левый нижний (восходящая) всегда глазом воспринимается как более динамичная, чем диагональ, проведенная из левого верхнего угла в правый нижний (нисходящая).
Статика, как мы уже поняли, противоположность динамики. Это состояние покоя, уравновешенности, незыблемости. Формы сближены по массам, текстурам, цветовому решению. Предметы с ярко выраженной осью симметрии или явным цетром наиболее статичны. Абсолютная статичность встречается редко, статика наиболее ярко раскрывается в контрастных сочетаниях с динамикой. Пример: Казимир Малевич «Черный квадрат»; Пит Мондриан «Композиция с красным, синим и желтым».
Контраст - противопоставление, казалось бы, все просто с первого взгляда. Но это далеко не только большое-маленькое, черное-белое, толстое-тонкое. Любые отношения, в основе которых лежит явное различие - есть контраст. Это отношение текстур, игры света и тени, сложности структур, даже смысла. Контраст - это самый часто применяемый прием композиции, в пример можно поставить практически любую худочественную работу или форму. Примеры: Виталий Комар и Александр Меламид «Любимая картина русского народа», «Нелюбимая картина русского народа»; Яков Чернихов «Архитектурная фантазия» и т.д.
Нюанс- это сближенное отношение предметов композиции, детали скорее схожи, чем отличаются друг от друга. Нюансировка - очень тонкий и художественный процесс, прорабатывающий форму от общего к частному, подчеркивающий тончайшие движения и изменения формы. Часто нюанс дополняет контрастное сочетание, смягчая переходы, делая форму более уравновешенной. Пример: Пит Мондриан «Композиция с цветными плоскостями 5»; Казимир Малевич «Белое на белом».
Метр, метрический повтор - строгий закономерный повтор каких-либо элементов, неоднократное, с определенным интервалом повторение, исключающее какие-либо изменения. Зачастую используется в архитектуре (колонны в древнегреческих храмах) и оформлении интерьеров, а также в станкостроении и оформлении приборных панелей. Это стандартный клонер - может помочь в визуализации жилого квартала или однотипных орнаментов, но следует остерегаться злоупотреблением метра (что часто делают ребята, бездумно визуализирующие предметы, расставленные клонером, называя это бродкаст дизайном). С нарастающим количеством повторений одного и того же элемента метрическая структура грозится стать крайне скучной, чего следует избегать, также усложняется восприятие данной конструкции, становится сложнее акцентировать внимание. Несмотря на четкую структуру метрического повтора - эта структура не гарантирует Вам гармонии. Тем не менее, метрический повтор стал толчком для развития другой единицы дизайна - модуля.
Модуль пришел в остальные сферы дизайна из архитектуры и строительства. Стремление к унификации и стандартизации, начиная с Ле Корбюзье заставило планировать многоуровневые жилые комплексы с модульной структурой - то есть в одной системе существуют несколько метрических повторов, которые могут взаимозаменять друг друга. Простыми словами, модуль - это основа вашей композиции, воображаемая единица, на пропорциональных отношениях к которой развиваются остальные детали. Модуль может иметь свою определенную форму, или быть просто кубом определенного размера - не важно, важно как дальше строить композицию. Вы можете в интернете погуглить множество модульных детских конструкторов - это самый яркий пример - из простых форм можно собрать самые сложные. Отсюда вытекает важнейший принцип построения любой композиции - пропорционирование - взаимосвязь всех элементов композиции.
Модульные сетки. На основе модуля дизайнерами постоянно создаются и высчитываются модульные сетки - для создания плакатов, для верстки изданий, для просчета композиции кадра и т.п. Модульная сетка - это набор направляющих, основанных на выбранном модуле - будь то 1 см, или кегль основного набора, позволяет создавать визуальные связи между графическими элементами в единой композиции. Вполне возможно, что на вашей композиции не будет ни единого предмета, размером с модуль, но тем не менее, остальные будут пропорциональны ему - человеческому глазу будет приятно видеть такую взаимосвязь. Также и с объемно-пространственными структурами - модульные, продуманные и выверенные объекты всегда выигрывают по отношению к хаотично организованным.
Ритм, Ритмический повтор - это закономерное изменение порядка. Это может быть количественное изменение элементов, или масштабирование, наклон и т.п. Ритм связан в первую очередь с такой особенностью зрительного восприятия, как следование глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда. Ритмическая единица повторяется в какой-то последовательности, имеет точные очертания (архитектура) или сходные (живопись), во втором случае ритм имеет скорее более абстрактное трактование, чем в 1. Ритм чаще встречается в архитектуре, там же и можно наблюдать осмысленные нарушения ритма, служащие для композиционного выделения. Стоит заметить, что человеческий глаз особенно наметан видеть неточности ритма, поэтому их следует избегать, либо композиционно обосновывать.
Масштаб и масштабность. «Человек есть мера всех вещей». Человек все сравнивает с собой, все размеры соотносит с хорошо известными и понятными, т.е. со своими. Очень часто можно наблюдать неверный масштаб той или иной композиции - предметы смотрятся как уменьшенные большие. Все дело в проработке - чем детализированнее форма, тем она кажется больше, и наоборот - чем меньше деталей, тем меньше предмет. Очень часто дизайнеры, чтобы добиться гигантского восприятия своей вещи, делают грубые детали, соотнося их с общим масштабом предмета, а не с человеком. Так же и по отношению к абстрактым формам - хотите гигантский масштаб вашей композиции?,- вообразите рост человека или размер его руки, и по отношению к этой единице насытьте композицию деталями!
Единство и целостность формы - в обиходе это понятие часто заменяется понятием «стиль». Общий организующий характер любой композиции. Все средства композиции направлены на достижение целостности воспринимаемой графической информации. Каждый элемент любой композиции не должен быть оторван от общего стиля, он должен быть вписан и иметь характерные черты. Это наиболее часто встречающаяся у новичков ошибка - в объединении разнохарактерных элементов в нечто целое. Иногда может получиться интересная эклектика, а иногда может получиться совсем иначе) Всегда нужно продумывать детали не разрывая общего композиционного целого.

Полные статьи с домашним заданием

http://nova-deep.blogspot.com/2015/04/motion-campus.html

http://nova-deep.blogspot.com/2015/04/motion-campus_13.html

Подписывайтесь на мой канал Nova Deep Trip

Made on
Tilda