ПРОГРАММЫ
RU
ПОДПИСКА
БЛОГ
О ШКОЛЕ
ЛОНГРИД

Работа аналоговыми материалами

Сегодня речь пойдет о почти «забытых» творческих методах, которые почему-то стали не такими модными и прогрессивными, когда у нас появился ваком или айпад. Я говорю про рисование на бумаге, вырезание коллажей, лепку из пластилина и прочие приятные занятия из детского сада и художественной школы (как многие думают). В общем, я все это называю аналоговыми материалами в противовес цифровым, и аналоговым рисованием, опять же, в противопоставление цифровому.

Очень краткое содержание этой статьи: это вам нужно!

Неожиданное заявление, особенно если вы моушен-дизайнер, 3д-аниматор или гудиньщик. Но, вам это тоже нужно, даже очень нужно, уж поверьте.
Сейчас этими «забытыми тайными» знаниями пользуются в основном иллюстраторы и графические дизайнеры. Ну и, конечно же, классические художники и рисовальщики. И достигают интересных результатов. Давайте поподробнее.


aurelien-debat штамп


Andrés Sandoval штамп

Laura Carlin коллаж

charlotte.ager коллаж https://www.instagram.com/charlotte.ager


Yulia Drobova коллаж https://www.instagram.com/yuliadrobova/

Лично я использую аналоговые методы во всех моих курсах и считаю это основой основ для изучения композиции и приобретения других полезных творческих навыков. Во-первых, потому что аналоговые методы простые и разнообразные. Для того, чтобы попробовать новый аналоговый материал не нужно учить новый софт (Саша — капитан очевидность). Можно купить пачку ластиков — вуаля, у вас штамп, новую бумагу — коллаж, ручки и фломастеры — миллиард вариантов цветовых комбинаций, а можно ничего не покупать, а использовать старые журналы, скетчи и т. д. Короче, чтобы попробовать что-то новое, нужно просто сменить материал (медиум). И это предоставляет прекрасное разнообразие возможных опций.

И очень здорово, что появляется такое огромное пространство вариантов. Вообще, изучение композиции, как я не раз говорила, штука сложная, потому что никогда не знаешь с какого момента вас «включит», какое именно задание подойдет лично для вас и приведет вас к большему пониманию вопроса. Поэтому спектр упражнений невероятно большой, главное понимать что с ними делать.

Во-вторых, с тех пор, как я ввела аналоговое разнообразие в свои курсы, результаты у студентов стали значительно лучше.

В-третьих, немного научного обоснования (мне же нужно держать планку качества, а вас должны окончательно убедить Британские ученые). Так вот. Есть у нашего мозга прекрасное свойство, которое называется гомункулярная гибкость, а репрезентация этого понятия называется корковый гомункул. Все мы знаем гомункула по средневековым алхимическим изыскам, но это не совсем то. Переводится гомункул как «маленький человек», и сейчас так называют модель человека, на которую проецируются реальные сенсорные и моторные области мозга. Карта эта строится не на пропорциях нашего тела, а на том, насколько сильно иннервирована каждая область.

Области тела с более сложными и / или более многочисленными сенсорными или моторными связями представлены в гомункуле как более крупные, в то время как области с менее сложными и / или менее многочисленными связями представлены как меньшие.

https://star-wiki.ru/wiki/Cortical_homunculus


Креатив по правилам
Пропорции тела искажены, так как большая часть коры головного мозга ответственна за сенсорную информацию, поступающую от определенных частей тела, включая кисти рук, рот и глаза, и ответную моторную реакцию, тогда как за функционирование рук и ног отвечает гораздо меньшая часть коры. Посмотрите на изображение гомункула, демонстрирующее, как мозг в действительности «видит» наше тело.

Креатив по правилам


У нашего мозга есть еще одно полезное качество — нейропластичность.

Нейропластичность — свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия.

Википедия


Это значит не только то, что вы способны обучаться новому на протяжении всей своей жизни, но также и то, что при разных видах деятельности у вас будут строиться совершенно разные виды нейронных связей. Поэтому так полезно работать руками и выполнять разные задачи, развивая мелкую моторику (посмотрите какие огромные у нас руки на гомункуле), а не только мышкой делать плюс-минус одно и то же. Поэтому тестирование разных материалов положительно влияет не только на креативную и визуальную составляющую, но и на тактильную.

У меня часто бывает, что я не могу вообразить что-то в голове до конца. Я тогда смело беру карандаш или ручку и рисую варианты. В этом случае рука как бы сама помогает построить форму, а потом на основе этих форм включается мозг и додумывает остальное.

В-четвертых, такое занятие всегда может перерасти в игру и стать веселым вариантом времяпрепровождения. Если не относиться к этому слишком серьезно. Но когда вырезаешь какую-то дурацкую форму из бумаги или журнала, то веселье приходит само собой. Автоматически снимается часть ответственности, работа проходит в более легкой и непринужденной форме.

В-пятых, работа в аналоге предполагает намного больший эффект случайности, чем в цифре: случайно добавили какой-то цвет, рядом лежат какие-то текстуры, которые самостоятельно вы бы никогда так не положили, какая-то классная форма получается из обрезков — все это отличные возможности, чтобы развивать творческое мышление в динамике.

В-шестых, аналоговые ошибки — как мне кажется, это самая прекрасная вещь, часто случайные находки становятся основой для дальнейшего творческого решения, а получить их кроме как из практики — невозможно никак. Я всегда говорю: наслаждайтесь тем, что вы не умеете рисовать или делать цветовые решения или еще что, когда научитесь, то не сможете сделать некрасивый или противный цвет, или странную наивную форму. Копите свои ошибки, как ценнейший материал для будущего творчества. Про это у нас есть целый марафон — Лажай как профи.

Многие обесценивают работу в аналоге, потому что думают, что это непрактично. Как минимум, нельзя нажать CRTL+Z. Но в этом-то и смысл! Те решения, которые получаются, они более выразительные, они яркие и необычные. И в корявости линий или несовершенстве текстур кроется особенная магия работы с аналогом. И это понимают и применяют многие художники и иллюстраторы: с помощью сканирования текстур, штампов, подготовки элементов для перекладки в анимации или для стоп-моушена, и для 3д можно использовать аналоговые текстуры.


ben shahn

Laura Carlin http://www.lauracarlin.com/


charlotte.ager

Даже если вы не будете сканировать или как-то использовать напрямую полученные материалы (хотя это классно и необычно), вы научитесь решать огромное количество стилевых задач, ведь каждый новый материал имеет свои сильные и слабые черты в визуальной выразительности. Это построит прочные нейронные связи, научит вас быстро думать, быстро видеть и быстро решать творческие задачи, а этот опыт уже напрямую переносится в любую другую работу.
Made on
Tilda